Александра Климова: взгляд фотографа на писателей
Почти у каждого человека есть своя любимая вещь — что-то важное и дорогое сердцу. Это может быть абсолютно любой предмет: книга, украшение, старый сувенир. Однако, любимая вещь определённо имеет для человека большое значение, ведь это своеобразный «талисман», который следует за ним по жизни, приносит удачу и спокойствие. Вряд ли это будет первый попавшийся предмет, ведь у него должна быть своя история, какое-то символическое значение.
А вы когда-нибудь размышляли, есть ли такой «талисман» у вас? Многие даже не задумывались об этом, но посещение выставки фотографий Александры Климовой всё изменит.
Открытие выставки «Вещь в себе» прошло 17 марта в Центральной городской библиотеке Пскова по адресу улица Конная, 6. В общей сложности, в читальном зале на 25 посадочных мест присутствовало около пятидесяти человек. Люди были настолько заинтересованы мероприятием, что пришлось принести дополнительные стулья.
Александра — молодой фотограф из Санкт-Петербурга. Она не только показала любимые вещи людей на фотографиях, но и рассказала человеческие истории, заставила зрителей проникнуться ими.
Стоит отметить, что Александра — не только фотограф, но и талантливый прозаик, лауреат многих значимых премий. Такие петербургские поэты, как Ольга Надточий, Алексей Ахматов, Александр Курапцев, Екатерина Огарёва и Кира Османова, посетили Псков, чтобы выступить и поддержать Александру.
«Людей на открытии было очень много, заняли последний стул. То есть, был «полный аншлаг». Народ до сих пор приходит посмотреть, так как для Пскова это очень необычная выставка. Люди такое любят. Многих заинтересовал сам концепт — «Вещь в себе». Это не просто пейзаж или портрет, это целая концептуальная программа. Саша сама всё развесила, собрала у авторов тексты для каждой фотографии, продумала всё до мелочей. Она смогла создать выставку, которая и не требует особых объяснений, каждый сам может прийти и прочитать. И главное, что она сделала для нас — это вывела тексты на стену. Это очень библиотечная выставка, потому что здесь присутствуют страницы из книги. Сама выставка похожа на открытую книгу, которую составила Александра Климова. В этой книге присутствуют и иллюстрации, и страницы с текстом», — прокомментировала выставку заведующая сектором социокультурной работы Центральной областной библиотеки Татьяна Котова.
Открытие состоялось под кураторством поэта Александра Питиримова, который недавно выпустил новую книгу «Дом у воды», оформленную фотографиями Александры Климовой Именно Александр Питиримов рассказал Центральной библиотеке об Александре.
Название выставки «Вещь в себе» отсылает нас к философии Канта. Это одно из основополагающих понятий, которое обозначает объект вне зависимости от нашего восприятия. Многие из вещей, представленных на выставке, имеют долгую историю. Кто-то взял на съёмку краба, кто-то снайперскую пулю, кто-то бусы или микроскоп. Все фотографии получилось по-настоящему завораживающими, поскольку смогли раскрыть внутренний мир человека, рассказать его историю.
Кроме того, среди многочисленных портретов есть портрет самой Александры. Он висит в самом начале читального зала рядом с историей девушки об отце. Для того, чтобы настолько откровенно рассказать о своей жизни, нужна огромная сила духа и настоящая храбрость.
Корреспондент «МК в Пскове» решил связаться с Александрой и поговорить с ней о выставке.
— Как к вам пришла идея создать эти снимки?
— С некоторых пор вокруг меня образовалась среда интересных и фактурных личностей. В основном, это литераторы, потому что я тоже пишу. Хотелось их запечатлеть, но всё не было весомого повода. Просто так, ради бессмысленных кадров, отнимать время по своей инициативе стыдно: у людей всегда его мало. Это ведь я к писателям прихожу и прошу у меня сняться, а не они ко мне. Внутренняя необходимость сделать портретный проект соединилась с возможностью его показать: поэт Александр Питиримов предложил организовать выставку в Пскове. Подумала, что было бы неплохо рассказать о человеке через его отношение к любимой вещи. Так и появился проект «Вещь в себе».
— Что вы хотели передать фотографиями?
— Фотографии и истории авторов говорят сами за себя. Моя задача была — объемно отобразить человека. Чтобы зритель-читатель мог познакомиться с запечатленным писателем и понять что-то о самом себе.
— Каким образом вы отбирали героев для своих портретов, а также атрибуты для съёмки?
— Просто предлагала писателям рассказать историю важной для них вещи. Иногда присылали несколько историй, и я выбирала самую, на мой взгляд, выразительную. Иногда обговаривали одежду, но если писатель не спрашивал об этом аспекте съемки сам, я не поднимала этот вопрос. Здесь не стояла задача «сделать красиво», надо было сделать по-настоящему.
— Были ли у вас какие-то трудности при создании этой серии фоторабот?
— Я люблю возиться с каждым кадром. Это работает со мной примерно как медитация. Но на 16 персон было отснято около пяти тысяч фотографий, из которых необходимо было выбрать всего пятьдесят. Сам этот выбор — уже мучителен, ведь получилось много хорошего материала. И далеко не каждый кадр ложился на рассказанную историю. Представьте: вы режиссёр и сняли красивую сцену в потрясающем закатном свете, где актеры невероятно точно и чувственно отыграли свои роли. Сама по себе сцена великолепна и вызывает слёзы. А в фильм не монтируется, портит его замысел. И сцену во благо фильму приходится выкидывать. Так и тут.
«Вещь в себе» — отнюдь не завершенный проект. Скорее даже, его начало. Будут еще персонажи (не только писатели) и сюжеты, а в конечном итоге из самых сильных историй и фотографий будет составлена фотокнига. Так что много трудностей еще впереди.
«Кроме этой чертовой пули ничего в голову не приходит»
— Скажите, может быть, у вас есть одна или несколько любимых работ из этой выставки?
— Первым для проекта снялся поэт Сергей Семенов, участник СВО. Я узнала, что выздоровев после ранения в голову (снайперская пуля попала в скулу, но он выжил), Сергей вот-вот снова отправится воевать. Предложила сфотографироваться. Конечно же, не в духе «а давайте-ка снимемся с железякой, которая чуть вас не убила». Сергей выбрал пулю сам, иронично написав: «Кроме этой чертовой пули ничего в голову не приходит». Для меня съемка с Сергеем — самая ценная. Боец приходит на фотосессию в берцах, в которых скоро уйдет на фронт. А я фиксирую в цифре секунды его жизни. Его уставшие выразительные глаза. Грустную улыбку, которую удается вызвать неуклюжим комплиментом. Я знаю, о чем он думает: о своей семье. О том, что надо перед отъездом успеть провести несколько поэтических выступлений и увидеться с близкими.
Ему, по большому счету, не до меня и не до моих проектов, но он оторвал от своей жизни полтора часа и приехал. А я нажимаю на кнопку спуска затвора фотоаппарата, ослепляю вспышками и бегло рассказываю про свою поездку с Екатериной Огаревой в Энергодар (приглашающей стороной выступила эксплуатирующая организация Запорожская АЭС). Например, как пережидали угрозу ракетной атаки и понимали, что если атака будет, то командировка наша прямо там и закончится. Рассказывала не чтобы побравировать, нет, куда там. А чтобы сказать: «Я хоть и чуточку, но понимаю, куда ты уходишь». Мне удалось задокументировать нечто важное. Возможно, я ухватила тягу к жизни в пиковом её состоянии. Не только Сергея, но и свою. Потому что после нашей встречи вся ерунда, о которой по привычке пеклась и из-за которой позволяла себе расстраиваться и злиться, ушла из фокуса.
Многое проясняется, когда провожаешь бойца на войну, хоть это и короткие крепкие объятия после съемки и поднятая в прощальном жесте ладонь, прижатая к стеклу автобуса. Когда времени мало, находятся самые короткие и самые важные слова. А иногда достаточно только взгляда. Каждая работа проекта состоит из портрета человека и текста, который он сам пишет о важной ему вещи. Сергей видел свои фотографии, я успела отправить их до того, как он уехал в зону СВО. Текст не написал, не было времени. Поэтому я взяла его коротенькую заметку из соцсетей вместе с рентгеновским снимком, на котором видно пулю, засевшую в скуле.
— Расскажите о своих впечатлениях об открытии выставки в Пскове.
— Я волновалась. Новый проект, новый город, новый масштаб. Многие друзья приехали меня поддержать, на открытии выступили поэты, снявшиеся для «Вещи в себе»: Кира Османова, Екатерина Огарева, Ольга Надточий, Александр Курапцев и Алексей Ахматов. Пришло много людей, в том числе псковские фотографы. Очень ценно, что мои работы вызвали отклик у псковичей, в том числе и в профессиональной среде.
Концептуальные выставки проходят в Пскове крайне редко. Неудивительно, что яркая и трогательная концепция Александры Климовой смогла заинтересовать псковичей и вызвала у них такой отклик. Выставка выглядит, как настоящее произведение искусства — выдающееся сочетание фотографии и поэзии.
После просмотра выставки у вас определённо возникнет вопрос: а есть ли у меня любимая вещь, и что она может обо мне рассказать?
Анна Лукина