Александра Климова: взгляд фотографа на писателей
Наверняка вы встречали эту девушку в Доме писателя: неизменно в черном, с внимательным взглядом и фотокамерой наготове. Александра Климова – прозаик, но и фотообъектив ее создает увлекательные истории, ловит неожиданный ракурс, заставляет по новому взглянуть на жизнь творческих людей. Что отражено не только в фоторепортажах, но и в выставке «Вещь в себе», которая открылась 17 марта в Центральной библиотеке Пскова.
– Саша, ты уже несколько лет делаешь фоторепортажи с мероприятий в Доме писателя. Какие тебе больше всего запомнились?
– Я пишу прозу, и так сложилось, что литература и фотография синтезировались не только в творчестве, но и в работе. Периодически снимаю литературные встречи, фестивали, презентации. В том числе и в Доме Писателя. Из запоминающихся – это, конечно же, премия «Молодой Петербург», снимаю её уже третий год. Всегда новые лица, все нарядно, красиво и эмоционально.
– Недавно у тебя был опыт работы над обложкой поэтической книги Александра Питиримова «Дом у воды». Расскажи пожалуйста, как рождалась и воплощалась идея обложки?
– Еще раньше портрет поэтессы Оли Надточий, сделанный мной, напечатали на обложке журнала «Юность». Больше опыта работы с печатными изданиями не было. Саша обратился ко мне с конкретной задачей: портрет для книжки. Поскольку съемка была студийная, пришлось подтянуть знания по импульсному освещению. Именно эта фотосессия положила начало моему проекту «Вещь в себе». Все работы для проекта были выполнены в студиях с использованием вспышек.
После того, как Саша получил портретные снимки, он увидел на моей странице фотографию из фактурной питерской парадной в «старом фонде» и захотел что-то в таком же ключе для лицевой стороны обложки. Решили переснять кадр, дополнив его Сашиным силуэтом вдалеке. Над одной этой фотокарточкой мы работали едва ли не дольше, чем над серией портретов в студии. Нужно было снять окно в парадной противоположного дома через окно парадной, в которой находилась я. И чтобы было захвачено четыре плана: фактура парадной, окно с парой специально поставленных на подоконник предметов, окно напротив и фигура Саши в нем. Начиная с очень скромного освещения и тесной для такого кадра лестничной клетки, заканчивая Сашиным неудобством (в общей сложности ему около получаса пришлось простоять на полусогнутых ногах) и вопросами местных выпивох о том, чем я тут занимаюсь со всей своей аппаратурой – это было довольно непросто. Но опыт классный.
– На этих выходных в Центральной городской библиотеке Пскова открылась выставка «Вещь в себе», на которой представлены твои фотоработы. Концепция ее довольна интересна. Как она выстраивалась и кто из писателей принял в ней участие?
– Желание создать портретный проект у меня было давно, но не хотелось делать просто красивые картинки. Я искала объем и смысловое наполнение. Мне хотелось рассказать человеческую историю. И как раз Саша предложил сделать выставку во Пскове. Получилось так, что не выставка образовалась под проект, а наоборот. Суть в том, что человек не просто фотографируется, а еще и пишет текст о духовно значимой для него вещи. Через отношение к любимому предмету проявляется объем, личность, получается не просто картинка.
Первым снялся Сергей Семенов, поэт, который сейчас находится на фронте. Когда я узнала, что он, выздоровев после ранения в голову (снайперская пуля попала в скулу), снова отправляется на СВО – пригласила принять участие. Сергей согласился. Пулю предложил сам: «Кроме этой чёртовой пули ничего в голову не приходит». Час я ослепляла его вспышками, слушая рассказы о мирной и военной жизни и смотрела через видоискатель в его выразительные глаза. Из всех работ его портрет для меня – самый важный и ценный. Мне удалось зацепить нечто документальное, хотя съемка была сугубо постановочной.
Пока в проекте принял участие только один не писатель. Все остальные так или иначе связаны с литературой. Либо напрямую, либо через продвижение литературных проектов или, например, переработку поэтических текстов в песни. Такая среда была выбрана, потому что, во-первых, она мне доступна, а во-вторых – потому что кто как не писатели могут оперативно и хорошо написать историю?
В этом проекте у меня снялись питерские и московские литераторы: Кира Османова, Алексей Ахматов, Сергей Носов, Александр Джигит, Екатерина Огарева, Александр Курапцев, Галина Илюхина, Андрей Коровин, Валентин Голубев, Александр Евсюков, Ольга Надточий, Иван Чудасов, Сергей Буртяк. Каждый принес предмет, который ему чем-то важен: Носов – отцовский микроскоп, который открыл ему в детстве новый мир, Коровин – кристалл из Антарктиды, утерянный и найденный спустя семь лет, и так далее.
Я у себя тоже снялась, на выставке есть моя история и автопортрет.
– Как проходит процесс съемок? Просишь ли поэтов почитать стихи, например, чтобы они быстрее расслабились и вошли в нужный образ?
– Как я уже говорила, все съемки проводились в студии с импульсным светом. Работа со вспышками предполагает возню и переставление схем освещения, поправку приборов, так что сам процесс фотографирования занимал, наверное, самую малую часть времени фотосессии. Обычно модель сидит на стульчике, а я хожу вокруг с железяками и параллельно стараюсь поддерживать беседу.
Поэты – по большей части экспрессивные экстраверты. Их не нужно раскачивать, они делают все сами, предлагают идеи, поддаются всем просьбам и предложениям: лечь на пол, встать на колени, посадить краба на голову, и так далее. С прозаиками сложнее: чаще это интроверты, к которым нужен подход. Не получится бесконечно ослеплять их вспышками, они быстрее устают и неохотно поддаются необычным предложениям.
Это своего рода режиссура, когда ты в постановке актерской задачи идешь от личности, а не от придуманного тобой образа.
– Какие еще фотопроекты планируешь? Что тебе интересно сотворить в ближайшее время?
– Пока планирую просто поработать. Фотография – это дело, которое меня кормит. «Вещь в себе» заняла около двух месяцев. Выставка, как оказалось, довольно хлопотное и ресурсозатратное мероприятие. К тому же, это не финал проекта. Будут еще персонажи и истории. Самое интересное войдет позже в фотокнигу.
– Помимо того, что ты – прекрасный фотограф, ты еще и замечательный прозаик, лауреат различных премий и конкурсов. Готовишь ли книжку прозы? О чем она будет?
– Книжку готовлю, конечно. Это сборник рассказов. Про что там будет? Про вечное не решусь утверждать, но про доброе – точно. Я пишу прозу про реальную жизнь и про то, что было мной прожито или сопрожито. Это будет книга, которую мне было бы классно прочитать самой. Скорее всего, сборник будет готов в конце 2024 года.
Юлия Медведева